#RC_Творцы #RC_Дата
30 апреля 1883 года родился Ярослав Гашек.
Как не сойти с ума, если весь мир — дурдом? Некоторые рекомендуют всё-таки сойти с ума, а вот Ярослав Гашек предпочёл подвести этот мир к зеркалу.
А после этого, со всей природной энергией и неуёмностью подсовывал снова и снова, чтобы люди не забывали, где и на каких условиях согласились жить. Жизнь в довоенной Европе, в Австро-Венгрии, давала богатейший материал для социальной сатиры. Не было ни одного учреждения, работавшего с полной отдачей, ни одного не поражённого недугом института власти, да и просто честных людей приходилось выискивать — как тут не развернуться!
А родное государство-бедлам, государство-самопородия, средоточие почти что всех глупостей XIX и начала XX века, из-за серьёзности обстановки превращало комедию в трагедию. И превратило её в одну из самых кровавых трагедий в истории человечества — в Первую Мировую войну. По зрелому размышлению Гашека, никакой патриотический надрыв государства по этому поводу не стоил никаких усилий, кроме как в одном — ещё больше сатиры, ещё больше юмора, ещё больше издевательств.
Когда же его всё-таки направили на фронт, Гашек пошёл на "обмен пленными" — русские, чтобы не воевать за царя, сдаются австрийцам (и ему в том числе), а чехи (и он в том числе), чтобы не воевать за кайзера, сдаются русским. В плену, немного поучаствовав в создании пресловутого чехословацкого легиона, Гашек с удивлением узнаёт, что мир ещё может быть здравомыслящим — ну, знаете, "мир народам", "свобода порабощённым", "фабрики рабочим, землю крестьянам". И как такому весёлому Гашеку было не присоединиться к таким серьёзным людям? И он присоединяется, становясь комиссаром Красной Армии.
Послевоенная жизнь далась Гашеку тяжело — сказывались болезни, раны, нездоровый образ жизни, отсутствие лекарств. Гашек вернулся в Прагу в момент, когда начались аресты рабочих активистов и участников всеобщей демократии. Гашека встретило злобное улюлюканье врагов. Реакция требовала расправы с «красным комиссаром». Тайная полиция установила за ним слежку. Истинную политическую позицию Гашека и его ответ на реакцию врагов можно было увидеть в его юморесках и фельетонах, которые появлялись на страницах коммунистических изданий «Руде право», «Стршатец». В них писатель сводит счеты с чешским буржуазным правительством, с реакционной прессой, с антинародными партиями, с предателями революции. Общественное неприятие даже среди "левой" публики его сотрудничества с коммунистами не было особой проблемой — что изменилось с тех пор, когда эта же публика работала в "учреждениях" кайзер-королевской Богемии? Их всё так же было весело разыгрывать.